📞 🔍 👤

История Парка

Свое начало, как территориальное формирование промышленного масштаба, Индустриальный парк взял еще в 1863 году, когда город Серпухов был процветающим промышленным центром. Наличие ресурсов в виде реки Нара, удобных транспортных и торговых путей на Юг России, источников пресной воды и артезианских хранилищ, возможность изыскания недорогого угля для котельных и достаточного количества дешевой рабочей силы делало его привлекательным для промышленников начиная с первой половины ХIХ столетия.

Но, реально завод заработал как один из градообразующих объектов - будучи собственностью фабриканта Коншина старшего уже после отмены крепостного права в 60-е годы 19 века. Строительство финансировалось сначала с целью сосредоточить в одном месте своих выбывших из строя престарелых рабочих. Но позже переросло в масштабное производство.

На территории предприятия в 1878 г была начата постройка храма Пресвятой Богородицы, но так и не была завершена в силу отсутствия финансирования. Вследствие чего Церковь не была освящена по всем правилам и канонам Русской Православной Церкви и осталась лишь как историческое наследие. Здание храма в итоге использовалось как помещение для нужд завода.

Расцвет предприятия в дореволюционную эпоху пришелся на 1870-90 годы. На тот момент в городе Серпухове, уезде и его окрестностях насчитывалось (источник «Историческое описание г. Серпухова и его уезда» 1869 года, подписанное городничим и инспектором по аудиту городских владений и медицины его Имп Величества Александра II Николаевича В. Н. Казанским) несколько крупных предприятий:

  1. Бумажная, миткальная и набивная фабрики Михаила Серикова с сыновьями, с более чем 650 человек рабочего персонала;
  2. Суконная фабрика Купчихи Масленниковой с 250 рабочими местами; бумажно-ткацкая и набивная фабрики купца Митрофана Серикова с 125 человек рабочих; овчинный завод купца Фирсанова с 6 рабочими местами;
  3. Овчинный и рогожный заводы Купца Алексея Масленникова (Московская улица) с более чем 200 рабочими;
  4. кожевенные заводы Купца Семена Астапова – 20 рабочих мест – это предприятия расположенные в самом городе Серпухове.

Территория ул. Новоткацкая и зоны Индустриального Парка Серпухов располагалась тогда в Серпуховском Уезде. Вот список в котором было само предприятие бывшего СЕАЗа: Бумагопрядильная и самоткацкая фабрика Почетного Гражданина Ивана Николаевича коншина на 1640 рабочих мест (ныне пустынная территория Серпуховского Текстиля), Белильно-красильная и самоткацкая фабрика Торгового дома «Владимера Третьякова и сыновья» на 2055 рабочих; Бумагопрядильная Фабрика временного купца Василья Мараева на 300 рабочих мест. В состав мануфактуры Коншина входила и территория Индустриального парка Серпухов. Одних только купцов 1 Гильдии насчитывалось в Серпухове тогда более 2300 человек – все серпуховичи. Вот каково Великое наследие наших предков...

Мощное строительство на территории завода развернулось в 1912-13 годах – целью Коншина было преобразовать и модернизировать мощности и превратить суконную мануфактуру в мощный завод по производству готового текстиля. Но, Первая Мировая Война, а затем уже и Социалистическая революция в октябре 1917 года, помешали фабрикантам Коншиным осуществить свой окончательный замысел. Костяк семьи Коншиных эмигрировал в США, предприятие осталось брошенным. Серпуховский Реввоен Совет в 1923 году национализировал все недвижимые объекты предприятия. Незаконченные стройкой заводские цеха пятнадцать лет простояли в лесах, пока, уже по решению Советского правительства, были завершены и использованы для размещения в них трудовой колонии НКВД - для содержания под стражей несовершеннолетних правонарушителей.

Серпуховский мотозавод (позже СЕАЗ) был основан как советское предприятие, получившее уровень завода федерального значения, в 1939 году. Колония просуществовала десять лет, с 1929 по 1939 год. С учебно-воспитательной целью в ней были организованы производственные цехи и мастерские. К 1939 году здесь изготовлялись станочки для шлифовки тракторных клапанов, токарные патроны, слесарный инструмент (тиски, клуппы), цветное литье для Харьковского арифмометрового завода и алюминиевые ложки. 9 мая 1939 года за подписью Л. И. Микояна вышло в свет постановление Экономсовета при СНК СССР № 428 “Об организации производства малолитражных мотоциклов”. Первый пункт его гласил:

“Предложить НКВД СССР в месячный срок передать Народному Комиссариату общего машиностроения территорию, строения и оборудование трудовой колонии в городе Серпухове для организации завода по производству малолитражных мотоциклов”.

Выполняя постановление Экономсовета, нарком общего машиностроения издал приказ, в котором поручил начальнику Главмотовелопрома произвести приемку трудколонии для организации на ее базе завода по производству малолитражных мотоциклов с непосредственным подчинением его Главмотовелопрому. Здесь определялась программа выпуска заводом мотоциклов : 1939 год — 300 шт., 1940 г. — 8000 шт., 1941 г. — 15000 шт., т. е. полная проектная мощность. Главмотовелопромом была создана комиссия для приемки от НКВД территории, зданий и оборудования трудколонии под председательством заместителя начальника Главка А. К. Потапова. Он же был назначен и временно исполняющим обязанности директора нового завода.

7 июля 1939 года вышло сразу два приказа: наркома общего машиностроения и начальника Главмотовелопрома. В первом начальнику Главка предписывалось создание группы специалистов для разработки технического проекта и технологии, а также утверждались проектная мощность завода и смета затрат. Во втором и. о. директора завода тов. Потапову поручалось принять к неуклонному выполнению план-график реконструктивных работ, а главному инженеру СМ3 В. И. Коваленко предписывалось в пятидневный срок оформить техническую документацию и расчеты по проектным работам. Этот знаменательный день (7 июля) и принято считать днем рождения завода.

Между тем, полным ходом шла приемка “наследства” новым хозяином. Приемной комиссии пришлось встретить немало трудностей. Так, данных о геологии и гидрогеологии у трудколонии не оказалось, генеральный план был неточным и недостаточно полно отражающим рельеф местности. Если строительная часть корпусов находилась в относительном порядке, то дворовое покрытие и тротуары во многих местах были разрушены, а столбы полукилометрового деревянного забора сгнили.

Еще в худшем состоянии оказалось механическое оборудование, установленное в четырех корпусах, в цехах— токарном, слесарном, ложечном, инструментальном, кузнечном и литейно-прокатном. Заводом было принято от трудколонии 124 единицы прессов и станков по обработке металла, два прокатных станка для алюминия и 5 деревообрабатывающих станков. Большая часть оборудования была устаревшей конструкции с физическим износом до 80%. Принятое электрооборудование состояло из двух трансформаторов, одного масляного выключателя и 255 электромоторов, в большинстве реставрированных из утиля и требующих неотложного ремонта.

С вышеперечисленными ресурсами завод и вступил в жизнь. Вновь организованный конструкторский отдел во главе с В. И. Латышевым стал работать над совершенствованием мотоцикла МЛЗ с двухтактным двигателем 125 см куб., мощностью 3 л. с. В программе завода, кроме мотоциклов и запчастей к ним, были запланированы: выпуск учебных разрезных моделей моторов из некондиционных и бракованных деталей, производство необходимой упаковки для изделий и ширпотреб (оконные и дверные ручки, рамки для фотокарточек, ножи для фруктов и пр.). В программу была включена также стоимость услуг своему заводу по капитальному ремонту зданий и оборудования. Кадры предприятия образовались из бывших работников колонии, специалистов, присланных Главком, и рабочих, а также специалистов, нанятых со стороны.

В октябре 1941, в начале Великой Отечественной войны, основной состав людей и большинство оборудования были эвакуированы на восток.

Оборудование, установленное на Ижевском машиностроительном заводе, использовалось для производства оборонной техники. Здесь осталась часть работников, а другая часть с документацией для производства мотоциклов была направлена в Тюмень, куда в то же время прибыли люди с Таганрогского инструментального завода, а также оборудование и оснастка для выпуска мотоциклов АМ-600.

И сразу же после разгрома немецких фашистов под Москвой завод начал восстанавливаться. По направлению Министерства автопромышленности в Серпухов приехали специалисты: В. В. Рогожин, С. Ю. Иваницкий. И. И. Салехов, К. И. Матюшин, имея правительственное задание наладить ремонт трофейных мотоциклов.

На заводе их встретило безлюдье, голые стены и разбитые окна. Сплотив вокруг себя небольшой коллектив и наскоро залатав дыры в зданиях, приехавшие товарищи начали сами собирать по лесам и полям Подмосковья брошенную фашистами технику. Сами же и ремонтировали мотоциклы с помощью набранных учеников. Большинство оборудования было взято с других серпуховских предприятий. Первые партии отремонтированных мотоциклов были отправлены под Сухиничи и Медынь

Потом наряду с трофеями на завод стали приходить поступающие в СССР по лендлизу из США мотоциклы “Харлей” и “Индиан”; а из Ирбита коляски для мотоциклов М-72. На заводе изготовлялись крепежные детали, посредством которых американские мотоциклы монтировались с ирбитскими колясками. Кроме того, с 1944 по 1946 год выпускались запасные части к мотоциклам АМ-600. В 1951 годжу началась подготовка к выпуску мотоколяски С1Л для инвалидов Великой Отечественной войны и труда. Конструкция коляски была разработана силами ЦКБ мотоциклостроения, а первый макет из гипса выполнил кадровый работник завода П. М. Поваляев в лестничной клетке первого этажа нового корпуса.

Первые экземпляры машины собирались с большими трудностями. Аппаратов для точечной сварки не было. Кузов облицовывался жестянщиком и электросварщиком: первый вручную подгонял облицовочные детали, а второй их приваривал. Производительность была такой, что вдвоем они делали один кузов за 4— 5 дней.

Выпускаемая заводом мотоколяска С1Л имела много недостатков, и в первую очередь, недостаточную мощность двигателя (3— 3,5 л. с.). В 1954—55 гг. с помощью конструкторов и лабораторий ЦКБ отделом была разработана конструкция и проведены испытания двигателя СЗЛ, созданного на базе мотора ИЖ-49. В 1957 году отделом совместно с Научно-исследовательским автомоторным институтом (НАМИ) была разработана конструкция четырехколесной мотоколяски СЗА. В июле 1958 года эта модель пошла в серийный выпуск, вместо снятой с производства трехколесной СЗЛ.

Дальнейшим этапом развития конструкторской мысли явилась работа над созданием вполне современного микроавтомобиля “Спутник”.

Для Серпуховского мотозавода восьмая пятилетка (1965— 1970) — пятилетка перелома, реконструкции, строительства производственных площадей, жилфонда. Выпуск мотоколяски СЗА в 1965 году был прекращен, завод освоил и стал выпускать сельскохозяйственную продукцию — узлы ОКР-17 и ОКР-9 картофелеуборочного комбайна.

В 1969 году в основном была завершена подготовка производства по выпуску новой модели мотоколяски СЗД.

Осенью 1969 г. вышел приказ Главмотовелопрома о выпуске на Серпуховском мотозаводе детского велосипеда “Мотылек” с передачей технологии и оснастки с Рижского велозавода “Сарка- на Звайзгне”.

Основной объем новой продукции возложен на коллективы кузовного, прессового и сборочного цехов.

Освоение прошло успешно, и в 1970 году завод начал выпуск велосипеда “Мотылек”.

В 1978 году была разработана новая модель детского велосипеда “Кроха”. Велосипеду был присвоен Государственный знак качества. Ежегодный выпуск велосипедов — 160 тыс. шт. С 1986 г. завод выпускает детский велосипед “Колибри”, который имеет Государственный знак качества. С внедрением велосипеда “Колибри” многие техпроцессы были разработаны с усовершенствованием технологии изготовления.

В целях углубления специализации и концентрации производства в рамках производственных объединений, в связи с переспециализацией завода на выпуск легковых автомобилей “ОКА” в 1987 году Серпуховский мотозавод передан в состав Волжского объединения по производству автомобилей “АвтоВАЗ” и получил новое название — Серпуховский автозавод.

Завод, совместно с АвтоВАЗом и НАМИ, разработал конструкции автомобилей “ОКА-11 102” (базовая модель) с управлением для инвалидов с одной здоровой ногой и “ОКА- 11101 “ - для инвалидов, не имеющих двух ног.

В 1993 году была проведена приватизация предприятия в составе ПО “АВТОВАЗ”, завод стал акционерным обществом, получил большую самостоятельность при принятии многих решений , определяющих перспективы развития предприятия.

Строительство многих объектов на территории предприятия проводилось хозспособом. В 1965 году построена проходная завода, а в 1974 году инструментальный и транспортный цехи.

За 20 с 1979 по 1999 годы в районе поселка Мотозавода были построены и заселены 6 жилых домов общей полезной площадью 40 тыс. кв. м, в том числе за годы 12-й пятилетки построено 19 тыс. кв. м. Построены ясли и детский сад. Для отдыха детей работников завода построен в 1969 г. хозспособом пионерский лагерь “Березка”.

В середине 1995г. Сборку автомобиля «ОКА» ПО «АВТОВАЗ» окончательно передал на «СМЗ». Завод стал именоваться «Серпуховский Автомобильный Завод» (СеАЗ).

В 2005 году ОАО «СеАЗ» входит в состав промышленной группы «Автоком», на сегодня получая очередное возрождение в виде статуса Индустриального Парка Серпухов.